Вы хотите получше узнать своего ребенка?
Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?
Тогда этот диск – специально для Вас!
Зачем нужны сказочные истории?
Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт:
“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.
В своей работе с детьми и подростками мне иногда приходится прибегать к сочинению терапевтических новелл, позволяющих донести до пациента идею или мысль метафорически. Это позволяет работать с бессознательным, минуя сопротивление психологических механизмов защиты.
Конечно, каждая новелла, сказка, уникальна и сочиняется в соответствии с каждой конкретной ситуацией, но тем они и хороши, что являются универсальными. Тот, человек, который поймет, о чем речь, сможет взять для себя что-то нужное, для другого человека такой рассказ поучительная сказка на вечные темы, что тоже может быть интересным.
Терапевтические сказки и истории несут в себе аромат дзена. Традиционные психотерапевтические практики западного направления не всегда могут быть действенны в психотерапии, особенно тех пациентов, которые скептически относятся к психологам, психотерапевтам. В моей практике таких пациентов было не мало, особенно среди подростков. Ведя непринужденныет разговоры за жизнь с такими подростками, бывает необходимо всё же говорить о серьёзных вещах , обсуждать жизненные приоритеты, ценности.
Подростковый возраст несёт в себе эгоцентризм, максимализм, не критичность к себе, или, наоборот, гипертрофированную критичность. Часто убеждения подростков бывают очень жестко логически выстроены. Обычные когнитивные практики рассуждений здесь оказывались малоэффективными. И, как показала практика, дзен-истории, обладая свойствомразрушать стереотипы не на уровне осознания и логики, а на подсознательном уровне, становятся действенным средством для терапии трудных подростков.
Сам по себе жанр сказочной истории, звучащей в кабинете психолога, настраивает на несерьёзный лад, снижая тем самым силу психологических защит.
Можно сказать, что практика сочинения дзен-историй вошла в жизнь психологов благодаря Милтону Г. Эриксону. Как действуют метафоры, сказки и истории на пациента, можно прочесть в многочисленных книгах, посвященных Эриксону и его последователям. Для меня же был интересен опыт собственного сочинения таких историй. В процессе работы с пациентами мне пришлось сопережить немало трудных моментов в наших отношениях. И трудно разделить, для кого же в большей степени важными оказывались эти истории.
Определенно могу сказать, что, сочиняя свои новеллы и сказки, я переживала не меньше, чем тогда, когда подобные истории рассказывали мне.
|