ЕРМАКОВА Е.Ю.

АКУШЕРСТВО В РОССИИ:

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


Роды священны.
Это пересечение прошлого и будущего,
Смысл бытия,
Поток света.
Роды избирают,
Подают надежду,
Обнаруживают соответствие
Формы и содержания.
Роды - открытие и завершение.
Они происходят вновь и вновь,
Так как душа стремиться к жизни...
Роды священны!

Хрис Гриском.

Роды - самый естественный физиологический процесс, и если бы природа за миллионы лет чего-то в нем не доработала, то человеческий род угас бы давным- давно.

Роды - один из высочайших, торжественнейших моментов в жизни женщины.

"Сущность родов - женщина становится матерью, если ребенок рождается. Вместе идут они вперед... объединенные в сердечное единство, которое продолжает жизнь" (Хр.Гриском).

И пока женщины рожают детей, у мира есть будущее. Но важно, каким оно будет - это будущее? Ведь роды - это зеркало эпохи. "То как женщины рожают, как рождаются дети, в большой степени зависит от понимания обществом природы, науки, здоровья, медицины, свободы и человеческих взаимоотношений. И способ, которым мы рожаем и которым дети приходят в мир, определяет потенциал наших возможностей. Роды - это не только порог настоящего, это так же окно, через которое мы можем взглянуть на будущее нашего человеческого вида" (М.Оден).

Краткая история развития акушерства в России.

    Акушерство: от древних славян до начала ХХ века.

    Возникновение зачатков акушерства - помощь рожающей женщине - относится, несомненно, к глубокой древности.

Русское народное акушерство, как и вся народная медицина, также зародилось в отдаленные времена - в период родового строя у древних славян о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь ("балий", "ведун"), то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение.

Это было Уинтуитивное акушерство, причем, акушерская техника была своя в каждом конкретном ареале обитания людей и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, выполняя свои основные функции - принятие родов и забота о новорожденном ребенке, бабка-повитуха часто была необходимой помощницей в занятом крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка (Русские: семейный и общественный быт, стр.142-171). Естественно, что материнская и детская смертность были в прямой зависимости от их таланта, интуиции и опыта. Распространение акушерских знаний и обмен опытом между акушерками различных районов обитания был весьма слаб. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи. Таким образом, в выживании появившегося на свет человечка основную роль играл "естественный отбор".

В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство; в то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, а также обряды и рукодействия, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу. Кроме бабок- повитух родовспоможением занимались жившие в монастырях бабы- вдовицы.

Хочется отметить одно общее, что объединяет акушерский опыт практически всех бабок повитух Древней Руси, особенно в сельских районах,- это русская паровая баня, которая была неотъемлемой составной частью медико- санитарного быта того времени. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась с бактериологической точки зрения стерильным пространством. Кроме того, это отдельное помещение в отличие от других, переполненных, в которых жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного. Поэтому, наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным.

Интересно, что во время родов роженицу в то время окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же как бы держались на заднем плане. Они создавали все условия для родов, добывали пищу, несли охрану, но никогда не вмешивались в сам процесс родов. Так происходит у многих животных в природе. Например, когда рождается детеныш дельфина, самцы держатся вне группы самок, всегда готовые отразить нападение акул. Роды - это ключевое событие, традиционно разделяющее мир мужчин и женщин.

    От Петра I до Революции 1917 г.

Русская народная медицина отличалась самобытностью - народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний. Да по другому и быть не могло, в связи с ужасающей отсталостью науки в допетровской России. Аптекарский приказ, ведавший вопросами медицины в то время, мало занимался организацией акушерской помощи.

Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том числе медицинской, почти не коснулись организации родильной помощи населению. Хотя, именно в это время стали открываться первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Правда, обучение в этих школах велось на латинском языке и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети духовенства.

"В то же время, велика была материнская и детская смертность, в результате отсутствия акушерской помощи при родах среди широких слоев населения." (Е.Данилишина, с.6). Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто оказывались без всякой помощи и поддержки.

Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных специалистов (из Голландии для царской семьи специально выписывали "бабок-голландок"), но русская народная медицина отличалась самобытностью, "народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний, поэтому передовые люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей и акушерок, которые бы смогли использовать и знания подчерпнутые из зарубежных трудов и отработанный тысячелетиями опыт русского народного акушерства".

Например М.В.Ломоносов в своих трудах уделяя большое внимание вопросам увеличения рождаемости в России рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе, для развития повивального искусства в России составить русское руководство по акушерству, положить в основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт русских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.

Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П.З.Кондоиди (1710-1760) в 1757 г. были открыты в Москве и Санкт-Петербурге бабичьи школы, где стали обучаться акушерскому искусству в течении 6 лет повивальные бабки, женщины, оказывающие помощь в родах.

Но во главе этих школ, первоначально, были поставлены иностранцы, почти не знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных пособий, а следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в этих школах был низкий. Имелись существенные трудности и при наборе учениц: так в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, в Москве - 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская "бабичья школа" подготовила всего 35 повивальных бабок, из которых только "у 5 были русские фамилии" (Лазаревич, с.27), а остальные - иностранки.

И только с появлением отлично подготовленных русских врачей - преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала осуществляться подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Поэтому "отцом русского акушерства" следует считать не кого-либо из иностранцев, ограниченную роль которых подчеркивал М.В.Ломоносов, а Нестора Максимовича-Амбодика (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив диссертацию, он в 1781 г. назначается "профессором повивального искусства" в Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме.

В отличие от ряда иностранных акушеров, уже первые представители нашего отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно роды закончиться не могут.

Н.М.Максимовичу-Амбодику принадлежит следующее выражение, которое ярко характеризует осторожный, вдумчивый подход отца отечественного научного акушерства к вопросу о ведении родов:

...Искусная и проворная бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями (инструментами). В противоположность этому взгляду уместно вспомнить, что в то же время в Геттингенской клинике Озиандера (1753-1822) операция наложения щипцов применялась в 40% (!) родов (Очерки, с.282). Возглавив Петербургскую бабичью школу Н.М.Максимович-Амбодик ставит перед собой 3 цели:

  • Сделать медицинское образование доступным для русских, для этого он первым ввел преподавание на русском языке.
  • Поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному развитию акушерства. Впервые были введены демонстрации акушерских приемов на фантоме, сделанном по его проекту.
  • Создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее современные знания в области повивального искусства.

Талантливый и образованный переводчик, он перевел на русский язык множество медицинских книг, способствуя этим популяризации этим медицинских и естественнонаучных знаний . Максимович-Амбодик был первым русским ученым-акушером, патриотом, а также общественным деятелем, отстаивавшим авторитет и достоинство русских врачей перед иностранцами: Врач и лекарь единоземец соотич и друг почитаютси для болящего и лучше и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришлец и иноземец, коему и сложение тела и свойство, и род жизни болящего неизвестны. Интересно отметить, что Максимович-Амбодик подчеркивал, что врач должен знакомиться не только с болезнью, но и с родом жизни болящего.

В 1784 г. Максимович-Амбодик издал свой капитальный труд: Искусство повивания или наука о бабичьем деле - лучший учебник XVIII века на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научная подготовка акушерских кадров. Поэтому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров.

В разных городах России постепенно открывались клиники акушерства и родильные госпитали в которых бедные беременные женщины находили себе убежище и помощь.

В Петербурге уже с 1771 г. при воспитательном доме был основан Родильный госпиталь для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. В 1821 году здесь было уже 45 кроватей, а в 1836 г. Родильный госпиталь и Повивальное училище (бабичья школа) были объединены в единое Родовспомогательное заведение, в котором действовало три отделения:

  • для бедных законных рожениц,
  • для незаконнорождающих,
  • "секретное отделение" (для подследственных, сифилитичек и др.)

В августе 1864 г. заведение было переведено в отдельное здание на Надеждинской улице, где и сейчас находится родильный дом имени Снегирева.

В 1872 г. при Родовспомогательном заведении было открыто гинекологическое отделение на 10 кроватей. Заведение само готовило повивальных бабок 1-го и 2-го разрядов, которых использовало затем как в городе, так и в сельской местности.

Среди руководителей Родовспомогательного заведения (в 1904 г. ему присвоили титул императорского) были такие известные врачи, как лейб-акушеры Я.Я.Шмидт (1852-1870), А.Я.Крассовский (1871-1898), Н.Н.Феноменов (1899- 1908).

Повивальное училище (бабичья школа и др., где с 1788 г. преподавал Амбодик) со временем превратилось в императорский клинический повивально-гинекологический институт, носящий ныне имя Д.О.Отто, - подлинную школу акушеров-гинекологов в России.

Начиная с середины XIX века в разных районах страны начали возникать родильные дома на 6-10 кроватей. В Петербурге руководство ими поручалось городским акушерам, должности которых были введены несколько раньше. В Петербурге существовали старший акушер и младшие акушеры. Один из наиболее известных старших акушеров был С.Ф.Хотовицкий, автор Педиятрики - первого русского руководства по детским болезням.

Возникали и частные родильные дома. Один из них открыла в 1872 г. на свои средства В.А.Кашеварова-Руднева - первая женщина, получившая в медико-хирургической академии диплом доктора медицины.

Городские акушеры оказывали помощь роженицам на дому, отвечали каждый за свой район, руководили районными родильными домами и вели занятия с повивальными бабками. В основном это были одаренные, высокообразованные люди. Ведь тогда к акушеру предъявляли очень высокие требования, достаточно полно изложенные, например в Курсе акушерства И.П.Лазаревича (1892 г., с.49): Желающему быть хорошим акушером должно иметь в виду:

  • заботу о развитии и сохранении своей физической силы, гибкость тела и способности к независимым действиям отдельных групп мышц руки и особенно пальцев;
  • pизощрение всех органов чувств и особенно осязательной способности: осязая руками он должен ими видеть, а действуя мышцами своих рук, он должен хорошо ощущать степень их напряжения и таким образом быть в состоянии соображать о количестве употребляемой силы;
  • сохранение и развитие способности ясно представлять в мозгу предметы, доступные только осязанию;
  • обладание способностью быстрого, всестороннего и глубокого исследования представляющегося случая;
  • постепенное совершенствование в искусстве родовспоможения и стремление дойти до обладания в нем такими средствами и способами, на действие которых можно было бы рассчитывать с Увозможно большей уверенностьюФ.

Русское научное акушерство уже в середине XIX столетия стало самостоятельной и самобытной наукой, освободившейся от иностранной зависимости.

Среди русских акушеров и гинекологов было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили общее признание как у нас, так и за рубежом.

Однако в силу трудностей, испытываемых учеными в условиях царской России, русские акушеры и гинекологи не могли проявить всю мощь своего таланта. Количество акушерских кафедр было невелико (12), научные съезды были малочисленны и в них участвовали в основном лишь специалисты крупных центров. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений и даже вне медицинского наблюдения и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени. Так в 1903 г., по данным литературы 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи.

Но даже и в таких крупных городах как Санкт-Петербург, несмотря на то, что к концу XIX века в городе было уже достаточно родильных домов, акушерских кадров и специальных институтов, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением акушерок. До начала Первой мировой войны городские и районные родильные дома служили в основном для бедного городского населения. Только после Революции 1917 г. родильные дома стали основным местом для женщин, готовящихся стать матерями.

    Акушерство после 1917 года.

После Революции 1917 г., вместе с коренными изменениями в политической жизни страны стали происходить и существенные изменения в области здравоохранения и акушерства в частности. Родовспоможение становится общедоступным и бесплатным, построенным на основе профилактики и проведения широких санитарных мер. В период восстановления народного хозяйства страны (1921- 1925 гг.) было положено начало подготовки акушерских кадров для организации акушерской помощи сельскому населению, так как потребность в этой помощи была крайне велика.

Безусловно, то, что широкие массы женщин получили доступ к медицинской помощи, играло огромную роль в профилактике и лечении многих заболеваний, а подчас и в спасении жизни женщины в процессе родов.

И само по себе это явление - когда медицина взяла контроль над процессом родов - прогрессивно. Участие акушеров в осложненном течении беременности и родов спасло тысячи жизней матерей и новорожденных. Уменьшился травматизм и кровопотери матери в родах, снизилось количество послеродовых инфекций и осложнений.

Но с установлением диктатуры пролетариата, с изменением взгляда на роль женщины в обществе: если раньше материнство было основой жизни женщины, то теперь сначала работница, а потом уже мать, популярность приобрели идеи Ууправления родовым актомФ, идеи противостоящие стихийному развитию родового процесса.

Все это превратило роды из естественного, природного процесса в медицинскую операцию, требующую обязательной госпитализации женщины в стационар не только на время самих родов, но подчас и на продолжительные периоды до и после родов.

Были четко разработаны правила проведения родов, тактика медперсонала в процессе родов, исключающая возможность какого либо индивидуального подхода к каждой отдельной роженице (акушерская наука стала предписывать вмешательство на всех стадиях родов: начиная с обязательного выбривания лобка, очистительной клизмы и кончая прокалыванием околоплодного пузыря, введением стимуляторов и т.д.). Да ведь индивидуальный подход и не может существовать в эпоху полного равенства при нищенском состоянии медицины? Роддома стали похожи скорее на конвееры, где с одной стороны обезличенные пациентки, одетые в неэстетичное, часто уродливое, стандартизированное одеяние, с другой - медицинский персонал, через руки которого каждый день проходит множество рожениц и подчас просто нет времени, а то и сил, на индивидуальный подход к каждой из них.

Изменился и взгляд самих женщин на материнство. Теперь рождение ребенка часто стало восприниматься как помеха в профессиональной деятельности. Девочек со школьной скамьи готовили как работниц на стройке социализма. Постепенно был утерян опыт подготовки девочек к будущей жизни в качестве жены, матери, существовавший до революции в русских, часто многодетных, семьях.

Тем самым, когда приходило время рожать детей, это событие воспринималось женщиной как пугающая своей неизвестностью, но неизбежная процедура. Неподготовленность к родам обуславливала готовность к безоговорочному подчинению.

С другой стороны, формировалась определенная система подготовки акушерок и врачей. Концентрация родов в больнице, большое количество рожениц, приходящееся на одного врача и одну акушерку в сутки, привело к уменьшению роли акушерки. Ведь раньше акушерка была, прежде всего, духовной наставницей в процессе родов. Акушерки часто знали историю семьи, принимали в ней несколько поколений детей, наблюдали женщину до родов и проходили вместе с ней долгий путь беременности, родов и послеродового периода. Теперь же акушерка стала рассматриваться как помощница доктора, "манипулятор", способный лишь выполнять его указания. И даже сам миг рождения ребенка до тонкостей, до мелочей изложен в инструкциях. Так что акушерка даже при большом желании не может индивидуально подходить к каждой женщине. Да и подчас на это нет ни времени, ни желания.

Повитухи всех народов имеют свои секреты, акушеры всего мира - одни и те же лекарства. Для врача - акушера стала привлекательна роль режиссера в "драме рождения". Хорошим специалистом стал считаться тот врач, который умеет взять контроль над родами в свои руки и провести их в соответствие с определенной моделью. Женщине же отведена в этом процессе пассивная роль. Это обездвиженный пациент. Ее беспомощность усугубляется положением для родов "на спине" с согнутыми в коленях ногами, зафиксированными в подставках на родильном столе, - поза, которая является общепринятой по той простой причине, что это удобно для гинеколога, но она не является таковой для самой роженицы.

В итоге, за то, каков будет исход родов никто не отвечает. Женщина приходит в родильный дом не подготовленной к процессу родов и естественно перекладывает ответственность за все происходящее на медицинский персонал. Акушерка лишь выполняет распоряжения врача. А у врача, подчас, просто нет времени глубоко анализировать каждый случай родов. Не в этом ли причина того, что иногда в кульминационный момент, к которому мать шла 9 месяцев, надежды, возлагаемые семьей на новорожденного нередко рассыпаются в прах - ребенок рождается с родовой травмой.

     Родовспоможение в XX веке.


"То, как мы рожаем - политический вопрос.
Существо его в том, что каждая женщина
имеет право свободно выбирать,
каким образом ей рожать ребенка,
право на роды, окутанные любовью."
М.Оден

   
Сегодня роды в больнице сконцентрированы на биологии рождения, но при этом забывают, что в такой же степени они - явление социальное. Не учитывают значение опыта, приобретаемого в родах, как матерью, так и зарождающейся новой личностью. Но ведь именно в момент родов начинает формироваться первый опыт общения матери со своим ребенком, устанавливаются первые нити, которые в будущем будут соединять семью в единое целое.

В роддоме часто забывают, что ребенка рожают не врачи, не акушерки, не изобретатели мониторов и других механизмов или лекарств, а мать. Для этого женщина должна мобилизовать все свои силы, что требует от нее полной отдачи. Все службы должны помнить об этом и быть готовы помочь ей справиться с этим глубоко биологическим актом. Кроме того "в связи с тем, что роды стали "медикализированными", т.е. женщину помещают в непривычную для нее обстановку и окружают незнакомыми людьми, использующими странные приборы, чтобы делать с ней непонятное, пытаясь помочь ей, психическое и физическое состояние женщины настолько меняется, что ее возможности справиться с этим интимным актом так же должны претерпеть изменения, как и состояние новорожденного". (Рождение ребенка в Европе, с.115).

В результате очень сложно предположить, как бы проходили роды без всех эти медицинских манипуляций. Еще тяжелее отыскать причины неблагополучного состояния ребенка: роды протекали нормально, оказывались общепринятые в акушерстве пособия, да и выписан ребенок из роддома с идеальной справкой. (Акушерские проблемы родового травматизма новорожденных, с.3, с.4-5). "Анализируя годовые отчеты родильных домов, можно прийти к выводу, что родовых травм у новорожденных вообще нет или частота их крайне мала - от 0.5% до 1.0%. ...При обследовании же детей до 1 года в Москве специалисты под руководством главного детского невропатолога страны выраженную патологию обнаружили у 3,6% детей, 70% составили группу повышенного риска по развитию неврологических заболеваний, из них у 40% возникают проблемы психомоторного развития, требующие коррекции.

Откуда исходит такая разница в оценке состояния ребенка акушерами и неонатологами. И что делать в такой ситуации родителям? К сожалению на этот и еще на многие другие вопросы никто не в состоянии дать ответ. Поэтому некоторые родители, считая, что современная технология родов скорее дегуманизировала этот процесс, нежели облегчила его, пытаясь избежать обезличенной атмосферы нашего родильного дома решаются либо на безумно дорогие поездки за границу (где родителям предоставляют право выбора способа и места рождения их малыша) или же осознанно рожают детей дома, превращая приход ребенка в этот мир в интимный семейный праздник.

Попробуем вкратце описать существующие реально у нас в стране, имеющие свои медицинские и социальные особенности, способы деторождения.

    
Роды в родильном доме.

Мы уже немного познакомились с историей родовспоможения в России и увидели, что обязательными для всех роды в родильном доме стали со времен установления диктатуры пролетариата, когда появление сети роддомов решало сразу несколько проблем:

  • обеспечение медицинским обслуживанием широких слоев населения
  • предоставления всем равноправия в вопросах деторождения
  • налаживание учета и контроля за каждой работницей на время, исключающееся из процесса производства.

Постепенно многое менялось, но несмотря на существенные улучшения в технологическом оснащении родовспоможения, когда передовая хирургическая техника, электронное оборудование и даже генетическая инженерия позволили многим парам, не имевшим раньше возможности иметь детей, успешно и благополучно переживать период беременности и родов, но суть системы осталась прежней. Попробуем выделить все плюсы и минусы родов в родильном доме в наши дни.
Преимущества родов в родильном доме:

  • При поступлении в стационар, беременной женщине гарантирована квалифицированная акушерско-гинекологическая помощь на всех этапах родов и в послеродовом периоде. За течением родов наблюдают акушерки и врачи с привлечением, в сложных случаях, специалистов (терапевтов, анестезиологов, реаниматологов и т.д.).
  • В родильном доме имеется возможность использовать современную диагностическую и лечебную аппаратуру (аппараты ультразвуковой диагностики, кардиотокографы и т.п.).
  • При необходимости возможно оказание экстренней неотложной помощи беременной женщине (в том числе - хирургической: кесарево сечение), переливание крови, подача кислорода и т.д.
  • При наличии у беременной женщины экстрагенитальных заболеваний сердца, почек, легких и т.д., в специализированном родильном доме можно осуществить комплексное обследование как женщины, так и плода, и родоразрешение щадящими для поврежденных органов методами с последующим наблюдением и коррекцией отклонений в состоянии здоровья женщины после родов.
  • В послеродовом периоде на протяжении 5-9 дней осуществляется круглосуточный надзор за новорожденным - педиатром, а за родившей женщиной - акушером-гинекологом и средним медицинским персоналом.
  • Так же в послеродовом периоде с женщины сняты заботы по организации своего быта, режима, питания, уходу за собой и новорожденным. Она имеет возможность отдохнуть после родов, выспаться и чувствовать себя спокойной и уверенной в руках опытного медперсонала.
  • При выписке из родильного дома, матери гарантирована выдача всех документов, необходимых для регистрации новорожденного и оформления декретного отпуска и дальнейшая медицинская помощь педиатра и патронажной сестры из поликлиники по месту жительства.

В идеале все должно быть именно так, но, к сожалению, наряду с несомненными положительными сторонами, роды в родильном доме имеют и ряд недостатков.

  • Систематическое чрезмерное вмешательство в процесс рождения, частое использование технических средств и лекарственных препаратов (наркотических средств, транквилизаторов, стимуляторов), хирургическое вмешательство - превращают рождение ребенка из естественного природного процесса в медицинскую операцию, а будущих матерей - в пациентов, в "больных". А когда технические средства практически замещают естественность процесса рождения его эмоциональная сторона оказывается нарушенной. Роды протекают в обстановке пониженной эмоциональности, лишенной радости. (Габриэль. Аквариус).
  • При поступлении в родильный дом роженица нередко встречает равнодушие со стороны медицинского персонала, а иногда и грубое негативное отношение. Новая обстановка, чужие, посторонние люди способствуют формированию у нее отрицательного эмоционального фона, который усиливает болевые ощущения и часто нарушает течение родов (происходит развитие первичной и вторичной слабости или дискоординация родовой деятельности и т.д.).
  • Искусственное вызывание родов с помощью лекарств (родовозбуждение), родостимуляция часто оказывают негативное влияние на состояние новорожденного (часты гипоксии, асфикции, родовые травмы). Например, окситоцин, использующийся часто для родостимуляции ухудшает маточно-плацентарное кровообращение и приводит к развитию гипоксии (кислородного голодания) плода (Айламазян). А медикаментозное обезболивание часто приводит к слабости сократительной деятельности матки и требует уже введения стимулирующих средств. Т.е. "Акушерское вмешательство какой бы то ни было природы всегда ведет к порождению ситуации, когда требуется новое вмешательство" (Габриэль. Аквариус).
  • В условиях родильного дома женщине сложно вести себя соответственно своим желаниям и природным инстинктам. Ведь, вряд ли поймут роженицу работники родильного дома, если она станет в I периоде родов "ползать на четвереньках". А ведь это положение очень эффективно уменьшает боли в области поясницы, снимая давление головки ребенка на крестцовое сплетение.

"История акушерства - в большей степени история постепенного лишения роженицы главной роли в драме родов" (М.Оден, с.30). Современная поза для родов впервые была использована во Франции в XVII веке, когда мужчина-врач впервые вошел в родильную комнату и присвоил себе роль, традиционно исполнявшуюся до этого акушерками. Считается, что все началось с Луи XIV, который хотел, спрятавшись за занавеской, увидеть рождение ребенка у одной из любовниц. Для чего его ее во время родов положили на спину. С тех пор "врач-акушер и стоит, держа в руках инструменты, весь внимание, перед пассивной, уложенной на спину роженицей". (М.Оден, с.30).

Принятое сейчас в родильных домах положение рожающей женщины на спине во II периоде родов не физиологично ни для плода, ни для матери, а удобно только акушеру для наблюдений и манипуляций.

Сжатие аорты маткой в положении женщины на спине ведет к уменьшению притока крови и, как следствие, кислорода в плаценту, а следовательно, к ребенку (Габриэль. Аквариус).

Положение женщины на спине может привести к развитию гипотензивного синдрома (синдрома нижней полой вены), т.к. большая матка сдавливает нижнюю полую вену, уменьшая кровоток в ней. Большое количество крови задерживается в нижней части тела беременной, может привести к:

    • подъему артериального давления,
    • гипоксии (кислородному голоданию плода), т.к. затрудняется отток крови из плаценты,
    • к преждевременной отслойке плаценты, т.к. кровь скапливается в межворсинчатом пространстве (Хасанов А.А.).

В таком положении продвижению плода способствует только одна изгоняющая сила - потужная деятельность роженицы, а сила тяжести плодного яйца (околоплодные воды, масса плода, вес матки и т.д., что в совокупности составляет около 10-12 кг) не используется (Хасанов А.А.).

Плод продвигается по родовому каналу противоестественно - не вниз, а вверх. И сейчас уже во многих европейских странах обратили внимание на то, что роды проходят легче и менее травматично в положениях сидя на корточках, стоя на четвереньках и т.д.

А если взглянуть на историю человечества, то до XIX века женщины в Голландии, например, рожали на специальных акушерских стульях (Успециальное кресло с подлокотниками, с глубоким полукруглым вырезом в сидении спередиФ). Прототипом его служило родоразрешение на коленях мужчины или женщины, что в 16-17 веках часто практиковалось в Европе. В Голландии женщин, на коленях у которых разрешалась роженица, называли Уживыми акушерскими стульямиФ . (Хасанов, с.86). В Америке практиковалось положение роженицы на боку во втором периоде родов. Во многих районах страны (например в средней Азии) живы предания о родоразрешении женщин на корточках. УА ацтеков богиня деторождения изображена в виде женщины сидящей на корточках с родившейся и находящейся между ногами головкой младенцаФ. (Хасанов, с.87).

Нет однозначного ответа на вопрос о наиболее рациональной позе женщины в период потуг. Наверное, следует довериться желанию роженицы, ведь в основе ее действий лежит глубокий природный инстинкт.

  • Общепринятое в родильных домах акушерское пособие является одной из причин родовых повреждений ребенка:
    • чрезмерная защита промежности роженицы в ущерб интересам ребенка;
    • сильные сгибания и разгибания головки плода при врезывании и прорезывании;
    • тракции за головку при выведения плечевого пояса;
    • извлечение плода за грудную клетку, не дожидаясь самостоятельного рождения поясничного отдела и ножек плода;
    • давление рукой акушера на дно матки во втором периоде родов с целью более быстрого продвижения головки (Хасанов А.А.).

А.А.Хасановым и А.Ю.Ратнером и другими подробно описана зависимость неврологической патологии новорожденных от применения различных акушерских пособий. И доказано непосредственное повреждающее влияние таких акушерских пособий прежде всего на позвоночный столб новорожденных и приводящих к травме спинного мозга и позвоночных артерий, появлению различных неврологических отклонений (подробнее см. Хасанов А.А.. Родовая акушерская травма новорожденного).

  • Ранняя перевязка пуповины до прекращения в ней пульсации крови приводит к тому, что ребенок недополучает до 100 мл. крови из плаценты, испытывает резкое кислородное голодание, стресс. Если подождать после родов хотя бы 5-7 минут, то ребенок все это время будет получать кислород из двух источников: через свои легкие и через пуповину, тем самым малыш постепенно привыкает к самостоятельному дыханию, и его мозг, очень чувствительный к гипоксии, не испытывает удара.
  • Удаление ребенка от матери, особенно в первые 2-3 часа после родов, вызывает у нее ощущение тревоги, а у ребенка - чувство потери матери. Ведь девять месяцев он каждую минуту слышал биение ее сердца, ее голос. И особенно опасна такая психологическая потеря для ребенка больного или ослабленного. Теплый мамин живот - самое уютное место для новорожденного.
    В США практикуется методика УдонашиванияФ недоношенных или родившихся больными новорожденных на груди у мамы или папы. Такие ежедневные сеансы, когда родители просто держат новорожденного на своих руках, ласкают его, разговаривают с ним, резко снизили смертность детей и ускорили их выздоровление.
  • Позднее прикладывание новорожденного к груди лишает его самых целебных капель молозива, содержащих максимальное количество антител, предохраняющих его от многих болезней. К тому же, сосание новорожденного еще до выхода последа может помочь сокращению матки и отделению последа и нормализовать процесс молокообразования у мамы. А у ребенка сосание груди активизирует пищеварение, способствует перистальтике и удалению мекония (первородного кала). Поэтому прикладывание новорожденного к груди сразу после родов (не позднее 15 минут) очень полезно как для матери, так и для малыша.
  • Нарушение санитарно-гигиенических условий, правил асептики, антисептики (что происходит в случае нехватки среднего медицинского персонала, когда акушерке приходится и "роды принимать и полы мыть"), одновременные роды большого количества женщин нередко приводят к распространению внутрибольничных инфекций. Никого уже теперь не удивишь стафилококком у новорожденных.
  • Женщина не имеет возможности выбирать акушерку или врача. А ведь диссонанс в отношениях врач - пациент в такой ответственный момент, как роды, не только создает отрицательный эмоциональный фон, но и может привести к нарушениям течения родов и отрицательному влиянию на состояние ребенка.

Итак, мы рассмотрели и достоинства и недостатки родов в родильном доме. Но безусловно, что в случаях:

  • отклонений в протекании беременности и родов,
  • неправильного положения плода (поперечное, косое),
  • неблагоприятного расположения плаценты (предлежании),
  • наличия у мамы заболеваний сердца, почек, печени и других экстрагенитальных патологий,

роды должны обязательно проходить в условиях акушерского стационара, где возможно оказание быстрой неотложной помощи. Однако "родоразрешение женщин минимальной группы риска при нормальном течении беременности и родов в домашних комфортных условиях в окружении близких родственников и в присутствии акушерской бригады с терпеливым и бережным ведением родов и рациональным невмешательством в физиологический процесс - одно из желательных и перспективных направлений развития современного родовспоможения" (А.А.Хасанов).



Роды на дому.

"Нормально протекающая беременность -
естественное состояние женщины,
стоящей у истоков продолжения рода.
Очевидно, что процесс, завершающий
физиологическое состояние - роды, тоже
естественен по своей природе,
свойственный всему живому.
Так неужели мы можем допустить мысль,
что природа, создавшая нас, была настолько
несовершенна, что в рядовом, нормальном
процессе воспроизводства себе подобных
предполагала всегда непосредственное участие
и помощь третьего постороннего существа?"
(Хасанов, с.83)


В книге "Рождение ребенка в Европе" написано: "Важно помнить, что научно не доказано, что больница более безопасное место, чем дом, для родов женщины с неосложненной беременностью. Предпринятые в развитых странах исследования запланированных родов на дому показали, что данные о заболеваемости и смертности матери и детей являются такими же, как и показатели больничной статистики родов ... или лучше. Причем самые низкие в мире показатели материнской и детской смертности отмечаются именно в той стране где государством запланировано более 30% родов на дому.

Во многих цивилизованных странах беременным парам предоставляется возможность выбора, каким образом рожать: в системе больниц государственной службы здравоохранения, в частной больнице или на дому под наблюдением медицинского персонала, а также можно выбрать с какой именно акушеркой или врачом.

В нашей стране условий для этого пока не создано. Существуют только государственные родильные дома, иногда с несколькими платными палатами, предоставляющими женщинам возможность хотя бы находиться в одной комнате с малышом. Кое-где будущих пап допускают на роды. Но система здравоохранения отводит ему лишь роль "сопереживателя". Конечно же, и это большой "плюс", ведь раньше о таком даже и не мечталось.

Но есть такие супружеские пары, которые сознательно решают рожать дома. В 70-х годах такие пары стали объединяться в Семейные Клубы, где они делились родительским опытом, опробовали различные методики закаливания и физического тренинга новорожденных и детей, занимались психофизической подготовкой к родам, сначала используя народный и зарубежный опыт, и постепенно разрабатывая собственные методики здорового родительства. В это время в среде этих клубов возникло понятие "духовное акушерство", как противопоставление государственному, "бездуховному" акушерству родильных домов.

Это движение существует и до сих пор. Начавшись в Москве и Ленинграде, несмотря на противодействие властей и официальной медицины, движение сознательного родительства распространилось по всей стране.

Каковы же наиболее частые причины таких официально не признаваемых медициной родов?

  • Будущие мама и папа хотят стать активными участниками рождения своего малыша, а лишнее медицинское вмешательство считают разрушающим этот естественный природный процесс.
  • Будущие родитель не доверяют официальной медицине.
  • У пары есть опыт родов в родильном доме предыдущего ребенка, чаще отрицательный.
  • Иногда в семье есть больной ребенок с родовой травмой.
  • Будущих родителей не устраивают санитарно-гигиенические условия наших родильных домов, уровень медицинского обслуживания в них, отношение медицинского персонала к беременным женщинам.
  • Будущие мамы и папы хотят сделать роды настоящим интимным праздником семьи, считая, что для новорожденного самыми необходимыми в первые минуты будут ласковые руки матери и отца, их счастливые, любящие лица.
  • Друзья Убеременной парыФ родили ребенка дома, их малыш растет и развивается быстро, радуя всех окружающих своим здоровьем и жизнерадостностью (что в общем то не так уж часто в наше время).
  • В городе, где живут будущие родители, есть курсы по подготовке к домашним родам или группы, объединяющие родителей родивших дома и тех, кто хочет это сделать. Причем инициаторами такой подготовки бывают как сами женщины, так и их мужья, или даже будущие бабушки и дедушки.
        

И надо отметить, что людей, решающихся рожать дома с каждым годом становится все больше. В чем же привлекательность таких родов?

  • В домашних родах пара чувствует себя хозяевами положения полностью ответственными за рождение своего малыша. Поэтому, понимая, что процесс родов не всегда проходит гладко, будущие мама и папа стараются физически, духовно, эмоционально, психологически подготовиться к нему не жалея ни сил ни времени.
  • Мама и папа чувствуют себя дома гораздо комфортнее, чем в любой, даже очень оснащенной больничной палате. Беременная женщина может не стесняясь выбирать наиболее удобные для нее положения в родах. А ее любящий муж чувствует свою полезность, помогая жене обезболивать схватки, поддерживает в ней уверенность в благополучном исходе родов, и может не стыдится любых проявлений своих самых нежных чувств к жене и ребенку. Ведь роды - это продолжение сексуальной жизни супружеской пары. Цикл - зачатие, рождение, воспитание ребенка. И папа имеет с мамой равное право на участие в каждом звене этого единого цикла.
  • "Беременная пара" имеет возможность выбрать акушерку соответственно своим вкусам и пожеланиям. Как правило, в течение 4 и более месяцев акушерка готовит пару к таким родам. Между ней и собирающимися рожать устанавливается тесный эмоциональный контакт, они полностью доверяют акушерке, поэтому ее присутствие на родах не разрушает интимную домашнюю обстановку, но помогает избежать нежелательных осложнений в течение родов. Акушерка становится как бы членом семьи, и нередко после родов пара поддерживает с ней связь в течение нескольких лет, советуясь по вопросам воспитания и оздоровления своего малыша.
  • Роды проходят естественно, без стимуляции, обезболивания и лишних медицинских манипуляций.
  • Папа становится главной "опорой" мамы в процессе родов, переживая вместе с женой счастье рождения. И чувство отцовства, ответственности за жену и малыша приходит к нему с первой схваткой. У таких пап реже возникают проблемы в воспитании детей. Нередко они даже успешнее, чем мамы, осваивают навыки ухода за новорожденным и с увлечением занимаются с сыном или дочерью гимнастикой, плаванием, развивающими играми.
  • Во втором периоде родов мама может выбрать положение, наиболее удобное для себя. Сразу после родов малыша прикладывают к груди, давая полностью отпульсировать пуповине. Ребенок рождается в приятном полумраке, свет не пугает его, среди тишины (или под звуки приятной музыки) и гармонии, в радостной атмосфере семейного праздника, его окружают любящие люди, не оставляющие его ни на минуту без своей заботы и внимания.
  • В первые дни после родов родители стараются прислушиваться к желаниям ребенка, прикладывают его к груди не по режиму, а по требованию, часто берут на руки, купают. Мама и папа стараются с первых дней закаливать малыша, занимаются с ним легкой гимнастикой, плаванием. Поэтому такие дети быстрее развиваются как бы купаясь в потоке любви и нежности.
  • Родителям не приходится привыкать к малышу (в отличие от роддомовских родов, когда папа видит ребенка только через несколько дней после его рождения, да и мама за все время пребывания там, как правило, общается с новорожденным только во время кормления). Это очень важно психологически, особенно для папы, для формирования полноценного чувства отцовства, когда семья плавно перетекает из состояния беременности в состояние наличия ребенка. Да и ребенок не испытывает чувства оторванности от родителей. Американские педиатры Клаус и Кеннел полагают, что первые полтора часа после рождения - как раз тот самый критический период, когда успешнее всего выстраиваются отношения привязанности и доверия между родителями и детьми (Флэйк-Хобсон К. и др.).
  • У мамы после родов быстро восстанавливаются силы, ведь ее окружают родные стены и любящие родственники. Она имеет возможность правильно питаться и ухаживать за собой.
  • При домашних родах существенно снижается риск инфицирования матери или ребенка. Ведь совместная жизнь супругов создает дома общую бактериальную флору, знакомую и малышу, находящемуся еще в утробе матери. (Причина же инфицирования в родильном доме кроется чаще всего в смешении бактериальной флоры различных женщин).
  • Если в семье есть еще дети, они становятся активными участниками важнейших перемен в жизни семьи. Они не лишаются мамы, а ведь часто при пребывании женщины в родильном доме ее старшие дети, которые с ней раньше надолго не расставались, испытывают чувство ревности к малышу, ради которого мама оставила их одних на целую неделю. Наоборот, они, как правило, еще больше сближаются с родителями, участвуя в процессе рождения и помогая потом ухаживать за малышом.

Но естественно, что домашние роды могут быть показаны далеко не всем женщинам, как бы тщательно они не готовились к ним во время беременности. Иногда вся предыдущая жизнь до беременности может быть причиной серьезных нарушений в организме женщины, что может стать серьезным препятствием на пути к этому радостному событию. Поэтому лучше всего начинать готовиться к родам (особенно к домашним) еще задолго до зачатия.

Роды дома возможны лишь при:

  • отсутствии у женщин серьезных отклонений в протекании беременности,
  • правильном положении плода,
  • отсутствия патологии в прикреплении плаценты (предлежания),
  • отсутствия у женщины серьезных заболеваний сердца, почек, печени, легких и т.д..

Для домашних родов необходима серьезная физическая, психологическая и материальная подготовка родителей. Родители должны заранее подготовить помещение для родов, купить необходимые стерильные медицинские материалы, подготовить одежду для новорожденного и т.д..

Не так просто и найти акушерку для домашних родов. Ведь это должен быть высококвалифицированный специалист не только в области акушерства, но и в вопросах воспитания новорожденных; человек, способный к тому же создать хорошую психологическую атмосферу во время родов. К сожалению, таких домашних акушерок еще очень мало, а рожать дома решаются все больше семейных пар.

Роды - процесс физиологически очень сложный и подчас приводящий к неожиданным отклонениям, с некоторыми из которых в домашних условиях справиться очень сложно (например приращение плаценты, которое трудно диагностируется, требует незамедлительного оперативного вмешательства). Поэтому, при имеющемся у мамы "отягощенном акушерском анамнезе" все-таки предпочтительнее роды в родильном доме.

Роды на дому до сих пор не признаются в России официальной медициной. Хотя в последние годы все больше врачей с интересом стали наблюдать за детьми, рожденными дома.

И все-таки, акушерство - один из немногих разделов медицины чаще имеющий дело со здоровыми людьми. Поэтому нормально протекающая беременность, естественный физиологический процесс родов, тысячелетиями испытанный природой, при отсутствии отклонений, требует лишь бережной наблюдательной тактики от акушеров и врачей, а у родителей всегда есть право решать самим, где и как рожать своего ребенка.



Заключение.

"Изменить отношения
между людьми
в самом начале их жизни -
конкретный путь, по которому
мы можем идти, чтобы сделать
наш мир более гуманным."
М.Оден

     Развитие акушерства в России прошло длинный и трудный путь от интуитивного, естественного, где жизнь и здоровье рождающегося поколения во многом зависели от умений деревенской бабки-повитухи, до полностью регламентированного, медикаментозно-механистического, считающего беременность болезнью, требующей врачебного вмешательства и не несущего никакой ответственности за исход родов.

Теперь, после разрушения тоталитарного государства и появления у людей естественных прав и свободы выбора, у акушерства в России появилась уникальная возможность выйти на новый качественный уровень используя как современные научные знания, так и взяв рациональное зерно из опыта народной медицины и семейных родительских клубов. Возможно, первым шагом на этом новом Увитке спиралиФ развития родовспоможения могло бы стать возрождение в России домашних родов, но с привлечением высокопрофессиональных акушерок и семейных врачей.

Акушерство стоит у истоков жизни каждого человека. Доказано (С.Грофф), что то как рожаем, во многом определяет какими мы будем. Человек, рожденный в атмосфере любви, гармонии, естественных, мягких, нетравматичных родов будет нести в себе этот заряд гуманности, добра и здоровья, передавая его будущим поколениям.

Таким образом, не только экономическое и политическое устройство общества влияет на развитие акушерства, но и акушерство во многом определяет путь развития общества.

"...Чем лучше все существа на планете,
тем лучше качество нашей жизни.
Мы все должны вдохновлять
друг друга делать лучшее...
...Один из путей создать лучшие существа -
дать им лучшее рождение.
Мы все должны быть ответственны за это как нация!..
...Мне нравится размышлять о том,
как изменение практики родов улучшает мир..."
Сондра Рей.

Список литературы.
1. Габриэль Изабель. Аквариус. К всемирному синтезу. М., 1987.
2. Гриском Хрис. Рождение в море. Роды как духовное открытие. М., 1987.
3. Данилишина Е.И., Обысова Е.С. Максимович-Амбодик. М., 1976.
4. Дедман Питер. Натуральное питание, лечение и косметика. М., 1992.
5. Дмитрук Михаил. Как дожить до третьего тысячелетия. М., 1991.
6. Курс Акушерства И.П.Лазаревича. С-Петербург, 1892.
7. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брай Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.
8. Мороз Олег. А стоит ли родиться. Литературная газета 1992 µ9 с.12.
9. Никитин Б.П. Первые шаги естественного воспитания, или Детство без болезней. Л., 1990.
10. Оден Мишель. Возрожденные роды. М., 1994.
11. Оден Мишель. Первичное здоровье. Проект нашего выживания. М., 1987.
12. Очерки Акушерской патологии и оперативное акушерство. М., 1953.
13. ПетченкоА.И. Акушерство. Киев, 1956.
14. Пэрну Лорис. Я жду ребенка. М., 1990.
15. Рождение ребенка в Европе. Отчет об исследовании. Дания, 1988.
16. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
17. Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. М., 1985
18. Сондра Рей. Идеальное рождение. М., 1985.
19. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994.
20. Хасанов А.А. Акушерская проблема родового травматизма новорожденных. Казань, 1992.
21. Швейцар И. Забота о ребенке. Прага, 1990.

Назад

 

Роды Дома | Рождение и воспитание ребенка дома

© 2007-2011

Титовы Михаил, Алина и Давид

rojdenie@zreni.ru



Hosted by uCoz